Масла 4 группы. Базовое масло

Немного интересных фактов о моторных маслах...

Существует такое понятие, как базовое масло, это первое и самое объемное, что входит в готовый продукт. Базовые масла бывают нескольких групп.

На данный момент в мире по объему производства на первом месте идут масла первой и второй группы . Это минеральные масла грубой очистки и минеральные масла высокой степени очистки. На цвет это желтая жидкость. Во второй группе она стремится к более прозрачным оттенкам. Обе эти группы делаются из нефти.

Преимущества тут простые:

  • низкая стоимость производства;
  • низкая стоимость готового продукта для покупателя.

А минусы – низкие эксплуатационные показатели. Такие как температура застывания, наличие примесей, высокая зернистость, слабая пленка, склонность к угару, шлакообразование, и конечно же низкий срок службы.

На данный момент, минеральные масла первой и второй групп применяются всё реже и реже для моторных масел легковых автомобилей. А обычно минеральные масла идут с индексом вязкости 10W-30, 15W-40.

Третья группа.

Обычно в обиходе привычно называть её синтетикой . Это прозрачная на вид жидкость практически не содержит примесей. Молекулярный ряд ровный, что лучше сказывается на параметрах по трению. Но третья группа хоть и называется синтетикой, но по факту таковой не является.

При производстве третьей группы используется вторая группа масел. То есть минеральные масла. Но они проходят сложный процесс гидрокрекинга, где при помощи водорода в технологическом процессе минеральное масло максимально очищается и приближается по своим характеристикам к настоящим синтетическим маслам. Хоть третья группа и создана из второй группы, минералки, но она значительно отличается и на данный момент является самой распространённой в мире при производстве моторных масел для современных двигателей.

Четвертая группа.

Это уже максимально приближенные к настоящей синтетике масла в сложных химических установках. Сшиваются в цепочки углеводородов получаемых из природного газа. По итогам получаются полиальфаолефины. Эти базовые масла дороже всех прошлых трёх групп. А их характеристики превосходят первые три группы. Чистые масла четвертой группы не застываю вплоть до -70 градусов. Масляная плёнка максимально прочна и само масло стойко к окислению и высоким температурам.

Пятая группа.

Это и есть самая настоящая синтетика и сложные эфиры. В эту группу входит множество разных масел. Самые распространенные для моторных, это эстеровые масла. Они практически не применяются в производстве моторных масел из-за своей дорогой цены и сложности в производстве.

Во всем мире не более трех процентов выпускаемых моторных масел имеют в составе эстеры. А обычно это от 5 до 30 процентов объема от готового продукта. Использовать эстеровые масла как 100% базу для масел будет уже, скорее, отрицательным эффектом, чем положительным.

Эстеровые масла имеют полярно заряженные молекулы, что позволяет маслу налипать или, можно сказать, примагничиваться к металлическим деталям двигателя. В итоге, на нужных поверхностях всегда сохраняется масляная пленка, а особенно это важно при первом пуске непрогретого двигателя.

Теперь расскажем, что происходит дальше, когда производитель выбрал из каких групп или одной группы делается будущее моторное масло. Если мы хотим получить обычную полусинтетику, то берётся около 70% минерального масла или около 30% синтетического, а затем, добавляется пакет присадок, около 10-15% от общего объема масла. Вот тут мы и остановимся подробнее.

Пакет присадок, это группа разных присадок к моторным или другим маслам. Каждая присадка выполняет свою важную функцию. Обычно в пакет присадок входят антиокислительные присадки, антипенные присадки, модификаторы трения, антифрикционные присадки, загущающие присадки, дисперсионные присадки, моющие, диспергирующие присадки и другие.

В мире, на данный момент, современные пакеты присадок для моторных масел выпускает всего четыре производителя. А производители готового моторного масла закупают эти пакеты присадок и используют в своих продуктах. Castrol, Shell, LukOil, Liqui Moly, Motul и многие другие используют сторонние пакеты присадок.

Сам процесс производства моторного масла выглядит как сложный, технологический процесс смешивания, где под разными температурами в разные промежутки времени подаются компоненты в виде базового масла и присадок. Далее они перемешиваются по заданной программе и рецептуре, с чего и получается готовое моторное масло.

В этом процессе на качество готового продукта влияет абсолютно каждая составляющая. Чем меньше производитель экономит на сырье и процессе, тем лучше моторное масло получается из вышеперечисленных групп.

Теперь можно рассказать о том, из чего же делаются масла, которые представлены сейчас на рынке.

Полусинтетические масла.

Все просто. Эти масла содержат обычно первую или вторую группу минеральных масел. А также и синтетический компонент. Но почти всегда это третья, гидрокрекинговая группа. Соотношение содержания, обычно, 70% минерального масла и 30% синтетического. К полученной смеси базовых масел добавляется пакет присадок.

Эти моторные масла подходят для большинства автомобилей, если производитель не предъявляет каких-то особенных требований к маслу.

Типичные представители этой группы масел: , .

Синтетические масла 3-й группы .

Это самый распространенный продукт, для современных моторов. Обычно они начинаются с вязкостей 5W-20, 5W-30 и 5W-40 и так далее. Но будьте бдительны, бывают и полусинтетические масла с вязкостью 5W-30 и 5W-40. На этикетке должно быть написано SEMI-SYNTETIC. А если этого не написано, обращайте внимание на цену.

Синтетические масла третьей группы, не могут стоить ниже 1400 рублей за канистру 4 литра, на данный момент. В отличии от полусинтетик, данные масла обладают более высоким сроком жизни, меньше окисляются, больше держат нагрузки.

Не стоит ездить более 12 000 километров, это чревато для вашего двигателя, даже если производитель предписывает ездить все 15000, а то и 20000. Это лишь маркетинговая уловка. Производителю главное, чтобы ваш мотор отъездил гарантированный срок, а дальше, желательно, чтоб вы покупали новый автомобиль.

Синтетические масла третьей группы это , .

Синтетические масла на основе 4-й группы.

Такие масла уже встречаются гораздо реже. Они дороже в себестоимости и поэтому малораспространенны. Что на упаковке масла третьей группы, что на упаковке масла четвертой группы, написано синтетика. В итоге для обычного покупателя, это одинаковые масла. От чего покупатель выбирает масло подешевле и покупает третью группу. А разница в цене, обычно, минимум, в два раза.

Данные масла в основном добавляют в общий объем, чего вполне достаточно, чтобы повысить свойства готового продукта. Масло четвертой группы, обычно, можно отличить по индексу 0W-20, 0W-30, 0W-40 и так далее. Также, на этой группе делают и другие вязкости – 5W-40, 5W-30 и прочие. Бывают даже 10W-40, но это большая редкость.

Масла с добавлением эстерового компонента.

Данные масла делятся обычно на смеси третьей и четвертой групп с добавлением эстерового компонента от 5 до 30%. По своей цене, это самые дорогие и самые менее распространенные масла. Но они обладают наилучшими характеристиками и максимально защищают двигатель при любых условиях эксплуатации.

В последнее время появились экспериментаторы, которые находят отдельно чистый эстеровый компонент и добавляют в свой мотор к залитому маслу в пропорции 10%. Конечно, ни к чему хорошему это не приводит. Не забывайте, что при добавлении чего-либо к своему маслу в таких объемах вы меняете его свойства – разжижаете. Разжижаете присадочный пакет. Меняете вязкость. И что получится в итоге? Никому не известно. Двигатель будет работать. Но вопрос останется - как долго.

Статья информационного характера, познакомит Вас с таким определением как базовое масло. Что это такое, и какие группы базовых масел существуют, знают не все автолюбители. Покупая автомобильное масло, часто даже продавец не может дать информацию по этому термину. Постараемся убрать этот пробел. Забегая вперед темы статьи, хочу заметить, что в чистом виде базовое масло для любого типа двигателя не подходит. А что тогда мы заливаем в мотор?

Автомобильное базовое масло получают в процессе переработки нефти (минеральные) или в результате сложного химического синтеза (синтетические) химических реакций, соответствующих субстратов, полученных из производных нефти, природного газа, сырья растительного и животного происхождения.

Фракция базового масла имеет температуру кипения между 230 и 560 °C и группируется по химическому составу и . На основе уже чистого продукта (база) от 75 до 95% общего объема, при добавлении присадок получают автомобильное масло.

Американский Нефтяной Институт API (American Petroleum Institute) разделил производственные фракции на пять категорий. Первые три группы базовых масел – это базы, созданные из нефти, четвертая – это полная синтетика (полиальфаолефин), а пятая группа – это все другие базовые масла , не вошедшие в группы 1 – 4.

Принадлежность к определенной группе, определяется метод формирования масла и его устойчивость к старению с помощью теста, названного TOST Life. Очень важным параметром является также коэффициент вязкости, т. е., способность масла поддерживать постоянную вязкость с увеличением температуры масла.

Группа 1

Относятся обычные минеральные масла. Они производятся в процессе глубокой переработки нефти, что обеспечивает им основной срок годности – минимум 1000 часов по тесту TOST Life. Имеет менее 90 процентов насыщенных связей углеводородов, не более 0,03% серы и характеризуются показателем вязкости между 80 и 120 . Диапазон рабочих температур колеблется между 0 и 50°С . Является самым простым методом переработки, поэтому эти масла являются самыми дешевыми.

Технологические схемы производства 1 группы:

  • Очистка глинами – поглощает и удаляет наиболее вредные компоненты или соединения, содержащие серу и азот.
  • Очистка серной кислотой – технология дает очень эффективную очистку масла.
  • Обработка SO2 – постепенно полностью сняли с производства.
  • Селективная очистка – удаление ароматических углеводородов селективными растворителями. Получаются базовые масла с неудовлетворительными качествами, что существенно сокращает срок эксплуатации.
  • Депарафинизация растворителем – улучшение свойств масла процессом удаления парафинов. Получаются масла с более низкой температурой застывания и повышенным индексом вязкости.
  • Очистка адсорбентами – очистка с применением отбеливающей глины или кристаллических алюмосиликатов.

Все чаще масла 1 группы заменяются второй, с гораздо лучшими характеристиками.

Группа 2

Масла с более чем 90 процентов насыщенных связей углеводородов, менее 0,03% серы, индекс вязкости в пределах от 80 до 120 . Благодаря высокой насыщенностью частиц углеводородов, имеют большую стойкость к окислению и более прозрачный цвет при современной технологии гидроочистки. Характеристики таких масел находятся на приемлемом уровне.

Группа 3

Наиболее совершенная база, имеет насыщенность углеводородных связей более 90 процентов, менее 0,03% серы, индекс вязкости более 120 . Обладают свойствами эксплуатации в сложных условиях, характеристики превосходят базовые группы 1 и 2, имеющие нефтяное происхождение.

4 – 5 группы базовых масел

Масла 4 группы – полиальфаолефин (ПAO). Эти синтетические масла производятся, в процессе, называемым синтез. Полностью синтетический продукт, где в процессе синтеза молекулы спроектированы для тех целей, которые должны выполнять. Группа характеризуется гораздо более широким диапазоном рабочих температур, высокий индекс вязкости, устойчивостью к очень низким и высоким температурам, превосходная окислительная стабильность. Применяются для производства трансмиссионных, компрессорных, моторных масел, гидравлических жидкостей и различных смазок. Согласно тесту TOST Life выдерживают срок эксплуатации от 14 до 16 тысяч часов.

Группа 5

Масла, которые не классифицируются в других четырех группах, включая силиконы, сложные эфиры, фосфаты и т. д. Эти масла, созданные по би-эстеровой и полиэстеровой технологии, иногда смешивают с другими базовыми маслами, для получения желаемых свойств. Недостатком пятой группы базовых масел является чрезмерно высокая себестоимость.


Минеральные масла

Минеральное масло – вещество, возникло в природе без человеческого вмешательства. Минеральные 1 – 3 API группы базовых масел получают путем перегонки или очистки нефти, полученной из различных месторождений. Качество минерального базового масла находится в прямой зависимости от состава нефти. Так нефть, из стран бывшего Советского Союза, имеет совершенно другой химический состав, чем нефть добытая из Персидского залива, Венесуэлы. Каждый состав нефти включает в себя другой тип углеводородов и имеет другой уровень примесей, прежде всего серы. Качество минеральных базовых масел зависит в первую очередь от состава сырья.

Синтетические масла

Можно разделить на две группы базовых масел.

  • Масла 100% синтетики – получают в процессах синтеза, например, полимеризации, конденсации, этерификации или синтеза Фишера - Тропша(GTL) из различных видов сырья, таких как нефть или природный газ.
  • Масла технологии гидрокрекинга . HC-синтез (Hydro-Craking-Synthese-Technology) – самый молодой класс базовых масел, по качеству практически соответствует «синтетике» (по некоторым параметрам даже превосходит). По классификацией относятся к 3 группе нефтяного происхождения высшей категории качества. Чтобы подчеркнуть высокие потребительские свойства, маркетологами большинства компаний был придуман целый ряд названий: ”HC Synthetic ”, ”HC-Synthese ”, ”Synthetic Technology ” или в конце названия бренда ”MOTUL Technosynthese® ”.

Имея в распоряжении так много различных масляных баз и химических добавок, можно разработать полный ассортимент продукции: от базового качества минеральных масел, до самых сложных, 100% синтетических масел.

Базовые масла подразделяются на пять групп, которые отличаются между по химическому составу, а значит, и свойствам. От этого (и их смешения) зависит, каким будет итоговое моторное масло, продающееся на полках магазинов. А самое интересное, так это тот факт что их производством, как и самих присадок занимаются лишь 15 мировых нефтяных компаний, в то время как марок итогового масла намного больше. И тут наверняка у многих возник логический вопрос: в чем тогда отличие масел и какое является лучшим? Но для начала имеет смысл разобраться с классификацией этих составов.

Группы базовых масел

Классификация базовых масел подразумевает деление их на пять групп. Это прописано в стандарте API 1509, приложение E.

Таблица классификации базовых масел по API

Масла 1 группы

Эти составы получаются путем очистки нефтепродуктов, оставшихся после получения бензина или других ГСМ с помощью химических реагентов (растворителей). Еще их называют маслами грубой очистки. Существенным недостатком таких масел является наличие в них большого количества серы, более 0,03%. Что касается характеристик, то такие составы обладают слабыми показателями индекса вязкости (то есть, вязкость очень зависит от температуры и может нормально работать лишь в узком температурном диапазоне). В настоящее время 1 группа базовых масел считается устаревшей и из них производится лишь . Индекс вязкости таких базовых масел составляет 80…120. А температурный диапазон - 0°С…+65°С. Единственное их преимущество - низкая цена.

Масла 2 группы

Базовые масла 2 группы получаются в результате выполнения химического процесса под названием гидрокрекинг. Другое их название - масла высокой степени очистки. Это также очищение нефтепродуктов, однако с использованием водорода и под высоким давлением (на самом деле процесс многоступенчатый и сложный). В результате получается почти прозрачная жидкость, которая и является базовым маслом. Содержание серы в нем менее 0,03%, и они обладают антиокислительными свойствами. Благодаря своей чистоте срок службы полученного на его основе моторного масла значительно увеличивается, а отложения и нагар в двигателе уменьшаются. На основе гидрокрекингового базового масла делают так называемую «НС-синтетику», которую некоторые специалисты относят к полусинтетике. Индекс вязкости в данном случае также находится в диапазоне от 80 до 120. Эту группу называют английской аббревиатурой HVI (High Viscosity Index), что дословно переводится как высокий индекс вязкости.

Масла 3 группы

Эти масла получаются аналогичным образом, как и предыдущие, из нефтепродуктов. Однако особенностями 3 группы является увеличенный , его значение превышает 120. Чем выше этот показатель - тем в более широком температурном диапазоне может работать полученное моторное масло, в частности, в сильный мороз. Зачастую на основе базовых масел 3 группы делают . Содержание серы здесь менее 0,03%, а сам состав состоит на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом, молекул. Другое его название - синтетика, однако по факту ею не является. Название группы иногда звучит как VHVI (Very High Viscosity Index), что переводится как очень высокий индекс вязкости.

Иногда отдельно выделяют группу 3+, базу для которой получают не из нефти, а из природного газа. Технология ее создания называется GTL (gas-to-liquids), то есть превращение газа в жидкие углеводороды. В результате получается очень чистое, похожее на воду, базовое масло. Его молекулы обладают прочными связями, устойчивыми к воздействию агрессивных условий. Масла, созданные на такой базе считаются полностью синтетическими, несмотря на то, что в процессе их создания используется гидрокрекинг.

Сырьевые компоненты 3-й группы отлично подходят для разработки рецептур топливосберегающих, синтетических, универсальных моторных масел в диапазоне от 5W-20 до 10W-40.

Масла 4 группы

Эти масла создаются на основе полиальфаолефинов, и являются основой для так называемой «настоящей синтетики», которая отличается своим высоким качеством. Это так называемые базовое полиальфаолефиновое масло. Производится оно с помощью химического синтеза. Однако особенностью моторных масел, полученных на такой базе, является их высокая стоимость, поэтому они используются зачастую лишь в спортивных машинах и в машинах премиум-класса.

Масла 5 группы

Существует отдельные типы базовых масел, куда входят все другие составы, не вошедшие в перечисленные выше четыре группы (грубо говоря, сюда входят все смазывающие составы, даже не относящиеся к автомобильной технике, которые не вошли в первые четыре). В частности, силикон, фосфатный эфир, полиалкиленгликоль (PAG), полиэфиры, биосмазки, вазелиновые и белые масла и так далее. Они, по сути, являются добавками к другим составам. Например, эфиры служат добавками к базовому маслу для улучшения его эксплуатационных свойств. Так, смесь эфирного масла и полиальфаолефинов нормально работает при высоких температурах, обеспечивая тем самым повышенную моющую способность масла и увеличивая срок его эксплуатации. Другое название таких составов - эфирные масла. Они в настоящее время являются самыми качественными и обладающими самыми высокими характеристиками. К ним относятся эстеровые масла, которые однако производятся в очень малых количествах из-за своей дороговизны (около 3% мирового объема производства).

Таким образом, характеристики базовых масел зависят от способа их получения. А это, в свою очередь, влияет на качество и характеристики уже готовых моторных масел, использующихся в автомобильных двигателях. Еще на масла, полученные из нефти, влияет ее химический состав. Ведь он зависит от того, где (в каком регионе на планете) и каким образом была добыта нефть.

Какие базовые масла лучшие

Испаряемость базовых масел по Noack

Устойчивость к окислению

Вопрос о том, какие базовые масла являются лучшими не совсем корректный, поскольку все зависит от того, какое масло нужно получить и использовать в итоге. Для большинства бюджетных машин вполне подходит “полусинтетика”, созданная на основе смешения масел 2, 3 и 4 групп. Если же речь о хорошей “синтетике” для дорогих иномарок премиум-класса, то лучше покупать масло на основе базы 4 группы.

До 2006 года производителям моторных масел можно было называть «синтетическими» масла, полученные на основе четвертой и пятой групп. Которые считаются лучшими базовыми маслами. Однако в настоящее время разрешается это делать даже в случае, если использовалось базовое масло второй или третьей группы. То есть, «минеральными» остались лишь составы на основе первой базовой группы.

Что получается при смешивании видов

Допускается смешение отдельных базовых масел, относящихся к разным группам. Так можно регулировать характеристики итоговых составов. Например, если смешать базовые масла 3 или 4 группы с аналогичными составами из 2 группы, то получится «полусинтетика» с повышенными эксплуатационными характеристиками. Если же упомянутые масла смешать с 1 группой, то получится также « », однако с уже более низкими характеристиками, в частности, высоким содержанием серы или другими примесями (зависит от конкретного состава). Интересно, что масла пятой группы в чистом виде не используют в качестве базы. К ним добавляют составы из третьей и/или четвертой групп. Связано это с их большой испаряемостью и дороговизной.

Отличительной особенностью масел на основе ПАО, является то, что невозможно сделать 100% ПАО состав. Причина заключается в их очень плохой растворяемости. А она нужна для растворения присадок, которые добавляются в процессе изготовления. Поэтому всегда к ПАО-маслам добавляется некоторое количество средств из более низких групп (третьей и/или четвертой).

Строение молекулярных связей у масел, относящихся к разным группам, отличается. Так, у низких групп (первая, вторая, то есть, минеральные масла) молекулярные цепи похожи на разветвленную крону дерева с кучей «кривых» ветвей. Такой форме проще свернуться в шарик, что и происходит при замерзании. Соответственно, замерзать такие масла будут при более высокой температуре. И наоборот, у масел высоких групп углеводородные цепочки имеют длинную прямую структуру, и им сложнее «свернуться». Поэтому они и замерзают при более низких температурах.

Производство и получение базовых масел

При производстве современных базовых масел можно независимо управлять коэффициентом вязкости, температурой предела текучести, испаряемостью и устойчивостью к окислению. Как указывалось выше, базовые масла производят из нефти или нефтепродуктов (например, мазута), а также есть производство и из природного газа методом конверсии в жидкие углеводороды.

Как производится базовое моторное масло

Нефть сама по себе - сложное химическое соединение, в состав которого входят насыщенные парафины и нафтены, ненасыщенные ароматические олефины и так далее. Каждое такое соединение обладает положительными и отрицательными свойствами.

В частности, парафины обладают хорошей стабильностью к окислению, однако при низких температурах она сводится «на нет». Нафтеновые кислоты при высокой температуре образуют в масле осадок. Ароматические углеводороды отрицательно влияют на окислительную стабильность, а также смазывающую способность. Кроме этого, они образуют лаковые отложения.

Непредельные углеводороды являются неустойчивыми, то есть, они меняют свои свойства со временем и при разной температуре. Поэтому от всех перечисленных веществ в базовых маслах нужно избавляться. И делается это разными способами.


Метан - природный газ которые не имеет ни цвета ни запаха, это простейший углеводород состоящий из алканов и парафинов. Алканы которые являются основой этого газа в отличии от нефтенов имеют прочные молекулярными связи, и как следствие устойчивость к реакциям с серой и щелочью, не образовывать осадков и лаковых отложений, но поддаются окислению при 200°C.

Основная трудность состоит именно в синтезировании жидких углеводородов, но конечным процессом так само является гидрокрекинг, где происходит разделение длинных цепей углеводородов на разные фракции, одной из которых и является абсолютно прозрачное базовое масло без сульфатной золы. Чистота масла составляет 99,5%.

Коэффициента вязкости значительно выше, чем произведенные из PAO, их используют для изготовления топливосберегающих автомобильных масел с большим сроком эксплуатации. Такое масло обладает очень низкой летучестью и отличной стабильностью как при сильно высоких, так и при крайне низких температурах

Рассмотрим детальнее масла каждой перечисленной выше группы как они отличаются по технологии своего производства.

Группа 1 . Их получают из чистой нефти или других нефтесодержащих материалов (часто продуктов отхода при изготовлении бензина и других ГСМ) путем селективной очистки. Для этого применяют одно из трех элементов - глину, серную кислоту и растворители.

Так, с помощью глины избавляются от азотных и серных соединений. Серная кислота в соединении с примесями обеспечивает осадок шлама. А растворители удаляют парафин и ароматические соединения. Чаща всего пользуются растворителями, поскольку это наиболее эффективно.

Группа 2 . Тут технология аналогичная, однако она дополняется высокорафинированной очисткой элементами с низким содержанием ароматических соединений и парафинов. Благодаря этому повышается окислительная стабильность.

Группа 3 . Базовые масла третьей группы на начальном этапе получают как и масла второй. Однако их особенностью является процесс гидрокрекинга. При этом нефтяные углеводороды подвергаются гидрированию и крекированию.

В процессе гидрирования из состава масла удаляются ароматические углеводороды (они впоследствии образуют налет лака и нагар в двигателе). Также при этом удаляются сера, азот и их химические соединения. Далее проходит этап каталитического крекинга, при котором расщепляются и «распушаются» парафиновые углеводороды, то есть, происходит процесс изомеризации. Благодаря этому получаются молекулярные связи линейного вида. Оставшиеся в масле вредные соединения серы, азота и другие элементы нейтрализуются с помощью добавления присадок.

Группа 3+ . Такие базовые масла производятся так само методом гидрокрекинга, только сырье, которое поддается разделению, не сырая нефть, а жидкие углеводороды синтезированные из природного газа. Газ поддают синтезированию для получения жидких углеводородов по технологии Фишера - Тропша разработанной еще в 1920-х годах, но при этом используя специальный катализатор. Производство необходимого продукта началась лишь с конца 2011 года на заводе Pearl GTL Shell совместно с Qatar Petroleum.

Получение такого базового масла начинается с подачи в установку газа и кислорода. Затем начинается этап газификации с производством синтез-газа, представляющего собой смесь монооксида углерода и водорода. Потом происходит синтезирование жидких углеводородов. И уже дальнейшим процессом в цепи GTL является гидрокрекинг получившейся прозрачной воскообразной массы.

Благодаря процессу газожидкостной конверсии получается кристально чистое базовое масло, которое практически не содержит примесей, характерных для сырой нефти. Самым главным представителем таких масел, выполненных по технологии PurePlus, является Ultra, Pennzoil Ultra и Platinum Full Synthetic.

Группа 4 . Роль синтетической базы для подобных составов играют упомянутые уже полиальфаолефины (ПАО). Они представляют собой углеводороды с длиной цепочки около 10...12 атомов. Их получают путем полимеризации (соединения) так называемых мономеров (коротких углеводородов длиной 5...6 атомов. А сырьем для этого служат нефтяные газы бутилен и этилен (другое название длинных молекул - децены). Процесс этот напоминает “сшивание” на специальных химических машинах. Состоит он из нескольких этапов.

На первом из них олигомеризация децена с тем, чтобы получить линейный альфаолефин. Процесс олигомеризации происходит в присутствии катализаторов, высокой температуры и высокого давления. Второй этап представляет собой полимеризацию линейных альфаолефинов, результатом чего и являются искомые ПАО. Указанный процесс полимеризации происходит при низком давлении и в присутствии металлоорганических катализаторов. На финальном этапе производится фракционная разгонка на ПАО-2, ПАО-4, ПАО-6 и так далее. Для обеспечения необходимых характеристик базового моторного масла выбираются соответствующие фракции и полиальфаолефины.

Группа 5 . Что касается пятой группы, то такие масла основаны на эстерах - сложных эфирах или жирных кислотах, то есть, соединений органических кислот. Эти соединения образуются в результате химических реакций между кислотами (обычно карбоновыми) и спиртами. Сырьем для их производства служат органические материалы - растительные масла (кокосовое, рапсовое). Также иногда масла пятой группы изготавливают из алкилированных нафталинов. Их получают алкилированием нафталинов олефинами.

Как видите, технология изготовления от группы к группе усложняется, а значит, и становится дороже. Именно поэтому минеральные масла имеют низкую цену, а ПАО-синтетические - дорого. Однако при нужно учитывать много разных характеристик, а не только цену и тип масла.

Интересно, что масла, относящиеся к пятой группе, имеют в своем составе поляризованные частицы, которые магнитятся к металлическим частям двигателя. Этим они обеспечивают самую лучшую защиту по сравнению с другими маслами. Кроме этого, они обладают очень хорошими моющими способностями, благодаря чему количество моющих присадок сводится к минимуму (или попросту исключается).

Масла на основе эстеров (пятая базовая группа) используются в авиации, ведь самолеты летают на высоте, где температура значительно ниже той, которая фиксируется даже на крайнем севере.

Современные технологии позволяют создавать полностью биологически разлагаемые эстеровые масла, поскольку упомянутые эстеры - экологически чистые продукты и легко разлагаются. Поэтому такие масла являются экологически чистыми. Однако из-за своей высокой стоимости автолюбители еще не скоро смогут пользоваться ими повсеместно.

Производители базовых масел

Готовое моторное масло - это смесь базового масла и пакета присадок. Причем интересно, что в мире существует всего 5 компаний, производящие эти самые присадки - это Lubrizol, Ethyl, Infineum, Afton и Chevron. Все известные и не очень компании, занимающиеся выпуском собственных смазочных жидкостей, покупают присадки у них. Со временем их состав меняется, модифицируется, компании проводят исследования в химических областях, и стараются не только повысить эксплуатационные характеристики масел, но и сделать их более экологичными.

Что касается производителей базовых масел, то их на самом деле не так много, и в основном это крупные, известные на весь мир, компании, такие как ExonMobil, занимающая первое место в мире по этому показателю (около 50% мирового объема базового масла четвертой группы, а также большая доля в 2,3 и 5 группах). Кроме нее в мире существует еще такие же большие со своим исследовательским центром. Причем их производство разделяется по выше упомянутым пяти группам. Например, такие «киты», как ExxonMobil, Castrol и Shell не производят базовые масла первой группы, поскольку им это «не по чину».

Производители базовых масел по группам
I II III IV V
«Лукойл» (Российская Федерация) Exxon Mobil (EHC) Petronas (ETRO) ExxonMobil Inolex
Total (Франция) Chevron ExxonMobil (VISOM) Idemitsu Kosan Co Exxon Mobil
Kuwait Petroleum (Кувейт) Excell Paralubes Neste Oil (Nexbase) INEOS DOW
Neste (Финляндия) Ergon Repsol YPF Chemtura BASF
SK (Южная Корея) Motiva Shell (Shell XHVI и GTL) Chevron Phillips Chemtura
Petronas (Малайзия) Suncor Petro-Canada British Petroleum (Burmah-Castrol) INEOS
GS Caltex (Kixx LUBO) Hatco
SK Lubricants Nyco America
Petronas Afton
H&R Chempharm GmbH Croda
Eni Synester
Motiva

Перечисленные базовые масла изначально делятся по вязкости. И в каждой из групп имеются свои обозначения:

  • Первая группа: SN-80, SN-150, SN-400, SN-500, SN-600, SN-650, SN-1200 и так далее.
  • Вторая группа: 70N, 100N, 150N, 500N (хотя у разных производителей значение вязкости может отличаться).
  • Третья группа: 60R, 100R, 150R, 220R, 600R (здесь также цифры могут отличаться в зависимости от производителя).

Состав моторных масел

В зависимости от того, какими характеристиками должно обладать готовое автомобильное моторное масло, каждый производитель выбирает его состав и соотношение входящих в него веществ. Например, полусинтетическое масло, как правило, состоит из около 70% минерального базового масла (1 или 2 группы), или 30% гидрокрекингового синтетического (иногда 80% и 20%). Далее идет «игра» с присадками (они бывают антиокислительные, антипенные, загущающие, дисперсионные, моющие, дисперенгующие, модификаторы трения), которые добавляют в получившуюся смесь. Присадки обычно низкого качества, поэтому и получившийся готовый продукт не отличается хорошими характеристиками, и может быть использован в бюджетных и/или старых машинах.

Синтетические и полусинтетические составы на основе базовых масел 3 группы - самые распространенные в мире на сегодняшний день. Имеют английское обозначение Semi Syntetic. Технология их изготовления аналогична. Они состоят приблизительно из 80% базового масла (зачастую смешиваются разные группы базовых масел) и присадки. Иногда добавляют регуляторы вязкости.

Синтетические масла на основе базы 4 группы - это уже настоящая «синтетика» Full Syntetic, на основе полиальфаолефонов. Обладают очень высокими характеристиками и долгим сроком службы, однако они очень дорогие. Что касается редких эстеровых моторных масел, то они состоят из смеси базовых масел из 3 и 4 групп, и с добавлением эстерового компонента в объемном количестве от 5 до 30%.

В последнее время встречаются «народные умельцы», которые добавляют в залитое моторное масло машины около 10% чистового эстерового компонента, чтобы якобы повысить его характеристики. Не стоит этого делать! Это изменит вязкость и может привести к непредсказуемым результатам.

Технология изготовления готового моторного масла - это не просто смешение отдельных компонентов, в частности, базы и присадок. На самом деле это смешение происходит поэтапно, при разных температурах, через разные промежутки времени. Поэтому для его производства нужно иметь информацию о технологии и соответствующее оборудование.

Большинство нынешних компаний имея такое оборудование выпускают моторные масла используя наработки основных производителей базовых масел и производителей присадок, так что довольно часто можно встретить утверждение, что производители Нас дурят и на самом деле все масла одинаковы.

"Расскажите, в чем отличия между моторными маслами из различных категорий классификации API ?"

Американский институт нефти (API) классифицировал базовые масла, распределив их на пять категорий (API 1509, Приложение E). Первые три группы, это масла произведенные из сырой нефти. Группа IV содержит полностью синтетические базовые масла из полиальфаолефинов. Группа V для всех других базовых масел, не включенных в группы I по IV.

Группа I

Масла классифицируются, как состоящие из насыщенных молекул менее чем на 90%. В них много серы > 0,03%. Диапазон вязкости от 80 до 120. Температурный диапазон для этих масел составляет от 0°С до 65°С. Базовые масла первой группы рафинируют с помощью растворителей - это самый простой и дешевый процесс очистки. Именно поэтому масла из этой группы являются самыми дешевыми базовыми маслами на рынке.

Группа II

Базовые масла группы II состоят на 90 процентов из насыщенных молекул. В них менее чем 0,03 процента серы и индекс вязкости от 80 до 120. Их часто изготавливают путем гидрокрекинга, который представляет собой более сложный процесс рафинирования, чем тот, который используется для очистки масел группы I. Так как все углеводородные молекулы этих масел являются насыщенными, базовые масла из второй группы обладают лучшими антиокислительными свойствами. Они также имеют более прозрачный цвет. Эти масла очень распространены на рынке сегодня, и стоят не намного дороже чем масла I группы.

Группа III

Базовые масла 3-й группы состоят больше, чем на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом молекул. Содержание серы в них менее 0,03% а индекс вязкости выше 120 единиц. Эти масла очищены намного лучше чем базовые масла 2-й группы благодаря процессу гидрокрекинга . Этот длительный процесс специально предназначен для получения максимально чистого базового масла из нефти. Многие специалисты описывают его как синтезированные углеводороды. Как и базовые масла группы II, гидрокрекинговые масла становятся все более распространенными.

Группа IV

Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений

Моторное масло - это смесь двух основных компонентов - базового масла и пакета присадок. Применение терминов «Синтетика», «Полусинтетика» либо «Минеральное масло» подразумевает тип базового масла, которое было использовано в производстве смазочного материала.

Само базовое масло делится на группы:

1-я группа - это базовое масло, полученное путем очистки нефти реагентами, данная группа содержит в себе много серы и имеет слабые показатели индекса вязкости (зависимость вязкости от температуры).

2-я группа - это масла очищенные водородом (гидрокрекинг). Масла данной группы почти не содержат серы, при производстве, до момента добавления присадок, представляют из себя практически прозрачную жидкость, за счет чего срок службы самого смазочного материала существенно увеличивается, а уменьшение отложений и нагара в двигателе существенно увеличивает его ресурс.

3-я группа - это по сути те же масла 2-й группы, но с увеличенным индексом вязкости. Индекс вязкости - это показатель, который фиксирует изменение вязкости в зависимости от температуры. Путем дополнительных процессов изомеризации масла получают лучшие показатели как низко-, так и высокотемпературной вязкости, что позволяет быть уверенным в смазочном материале как при запуске в самый сильный мороз, так и при эксплуатации при максимальных нагрузках.

4-я группа - это масла на основе полиальфаолефинов. Из-за высокой стоимости производства и после открытия технологий гидрокрекинга и изомеризации (2-я и 3-я группа базовых масел), позволяющих производить базовые масла, ничем не уступающие им по качеству, объемы производства данной группы постепенно снижаются.

Итак , какие масла к какой группе относятся: нельзя перед ответом на данный вопрос, не уточнить, что понятие «Полусинтетика» долгое время и не имело никаких критериев по характеристикам, все понимали, что есть «Минеральное масло» - это точно масло 1-й группы, и есть «Синтетика» - масла 3-й и 4-й группы.

На данный момент технологи и маркетологи пришли к определенному консенсусу, решив применить следующие термины к группам базовых масел:

1-я группа - «Минеральное масло» (очистка нефти реагентами)
2-я группа - «Минеральное масло» (так как применяется очистка водородом без изменения молекулярной структуры)
3-я группа - «Синтетика» (так как происходит изменение молекулярной структуры - изомеризация)
4-я группа - «Синтетика» (химический синтез)

Смешение 3-й или 4-й групп базовых масел с 1-й или 2-й группой базовых масел - «Полусинтетика»

Простыми словами - «Полусинтетика» - это смесь «Минеральных» и «Синтетических» базовых масел, но здесь и прячутся основные «подводные камни». При смешении (Синтетических) 3-й или 4-й группы базовых масел с 1-й группой вы получаете «Полусинтетику», но использование базовых масел первой группы изначально подразумевает увеличенные показатели по сере и иным элементам слабо очищенного масла первой группы, что негативно отражается на отложениях и ресурсе самого . Заметить это можно не сразу, но результаты могут оказаться не самыми радужными.

Узнать какое базовое масло использовано в смазочном материале при покупке сложно, если не сказать невозможно. Для этого необходимо заходить на сайт производителя и по паспорту безопасности, исходя из многих показателей, делать выводы, что посильно зачастую только техническим специалистам. Ограничить себя от рисков можно, используя смазочные материалы, только тех производителей, которые никогда не используют базовые масла первой группы в своем производстве.