Кондитерская фабрика эйнем. Это сладкое слово «Эйнемъ

Отец главной героини нашего проекта - Тихон Лукин работает наладчиком карамельной линии на кондитерской фабрике.


Я думаю, что читателям нашей стенгазеты будет интересно узнать историю советской и досоветской (российской) кондитерской промышленности.

До революции в России существовало несколько крупных кондитерских фабрик:
Фабрика Эйнема (ныне "Красный Октябрь"), Сиу (ныне "Большевик"), фабрика Абрикосова и Жоржа Бормана.
Сладкоежки проекта - готовьтесь. В этом и других постах я постараюсь описать историю этих замечательных фабрик.

История кондитерской фабрики «ЭйнемЪ»


Вот он - Теодор-Фердинанд фон Эйнем(Фото конца 19 века). Правда хорошенький?


Итак… 1850 году полный надежд в Москву приезжает немецкий подданный Теодор Фердинанд фон Эйман. В том же году от открывает производство пиленного сахара, но видимо терпит в этом деле неудачу т.к. уже в 1851 году он открывает на Арбате небольшую кондитерскую по производству шоколада и конфет!
В этой мастерской работали всего 4 мастера!
В годы «Крымской войны» 1853-1956 кондитерская поставляла свою продукцию на фронт в результате чего удалось заработать достаточный капитал, чтобы расширить производство и перебраться на Мясницкую улицу!
В 1857 году наш герой знакомиться с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, которого берёт в компаньоны.

Вот он - Юлиус Гейс


Вместе они открывают кондитерскую на Театральной площади, выписывают из Европы новейшую паровую машину и приступили к строительству фабрики на Софийской, а потом и на Берсеневской набережной Москвы-реки.

В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867»

Вот эта фабрика:


Фирма имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках: бронзовую медаль 1864 (г. Одесса), серебряную медаль1865 (г. Москва).
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

После смерти Эйнема в 1878 году фабрикой стал единолично руководить Гейс, однако ставшее популярным у москвичей название компании менять не стал.
С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина — в пользу Немецкой школы для бедных и сирот.


Трудовой день в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой.
Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:
для детей-подмастерьев была открыта школа;
за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

Рабочие фабрики:


В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

Фото с выставки 1896 года:


К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.

В годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занимается благотворительной деятельностью: жертвует деньги, организует лазарет для раненых солдат, отправляет на фронт вагоны с печеньем.

После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».

Что же выпускала кондитерская ЭйнэмЪ?

На фабрике производились: карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиалов в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.

Особое внимание на фабрике уделялось звучным названиям и стильной упаковке (Гейс когда-то занимался художественной фотографией).
Чего стоят такие названия как «Ампир», «Миньон»,шоколад «Боярский», «Золотой ярлык»! Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей. Над созданием дизайнов упаковки и открыток работали Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа!

Хозяйкам предлагались нарядные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменными логотипами. Выпускались отличные географические карты - с подробной информацией об изображенной стране и с непременной фирменной подписью.

Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии"
Ноты «Кекс- галопа», «Шоколадного вальса», «Вальса-монпансье», «Танца какао» раскупали не хуже модных угощений, тем более что к ним, конечно же, прилагались конфеты. Наборы пользовались большим спросом, особенно накануне праздников.

Ну и, разумеется, помнили о детях - кто же устоит перед просьбой сладкоежки купить хоть самую маленькую конфетку.
Такие шоколадные автоматы устанавливались в магазинах. Опустив в него 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, малыш вылавливал выскакивавшую из окошка крохотную шоколадку весом в 5-6 г. Стоит отметить, что по тем временам это были не такие уж маленькие деньги: в России только начали выпускать собственный шоколад, и он был недешев.

Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля»:)









«Добыл я плитку шоколада
И мне товарища не надо.
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!»

Вышивка для Дам:


Основание кондитерской фабрики «Красный Октябрь» уходит своими корнями в конец 40-х - начало 50-х гг. XIX века. В 1846 году прусско-подданный, Фердинанд Теодор Эйнем прибывает в Москву. 6 декабря 1849 года кондитер «имел счастье поставлять» изделия своего мастерства к столу членов императорской семьи, и за те изделия удостоился высочайшего одобрения Императрицы и Великих Княгинь. В 1851 г. он открывает небольшую лавку по производству пиленого сахара и шоколада на Арбате. К концу 60-ых годов фирма «Эйнем» уже известна на кондитерском рынке России, ее обороты быстро растут и появляется необходимость в постройке большой фабрики. В 1867г. открывается фабрика на Софийской набережной, прямо напротив Кремля. В это время на фабрике работает всего 20 рабочих. В 1870г. строится трехэтажная фабрика по производству бисквита на Берсеневской набережной, а с 1889г. начинает активно осваиваться территория на Болотном острове. С 1869г. Ф.Т.Эйнем приглашает в качестве компаньона Юлиуса Гейса, который выкупает 20% акций предприятия, а после смерти Эйнема в 1876г. становится владельцем фирмы. Предприятие Эйнема к этому времени имело две фабрики в Москве: (на Софийской и Берсеневской набережных), цех по производству фруктовых соков, компотов в Симферополе, три магазина на центральных улицах Москвы. Оборот предприятия в 1876г. достигал уже 600 000 рублей.

В 1886г. Ю.Гейс создает акционерное общество «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений Эйнем». Оборот фирмы быстро увеличивается и к 1914г. достигает 7 800 000 рублей. Общее число рабочих и служащих - 2 800 человек. Все производство на фабриках оборудовано по самым новейшим технологиям того времени с идеальнейшим соблюдением гигиены и чистоты. Снабжая своими изделиями огромную Россию, фирма Эйнем располагает шестью элегантно обставленными магазинами, пользующихся большой популярностью в столице и ее окрестностях. На Всероссийской Выставке в 1896г. (Нижний Новгород) «Товарищество Эйнем» удостоилось Государственного Герба, а на Всемирной Выставке в Париже в 1900 году - двух «Grand-Prix».

В 1913 году «Товарищество Эйнем» было удостоено чести стать поставщиком Двора Его Императорского Величества.


Рабочие фабрики

15 ноября 1918г. фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1». 13 июля 1922г. общее собрание трудового коллектива фабрики постановило переименовать Государственную фабрику №1 (быв.Эйнем) в фабрику «Красный Октябрь». С 1922 г. до 31 мая 1934г. фабрика находилась в ведение МСНХ (Московский Совет Народного хозяйства при московско-областном торговом отделе «Моссельпром».

В годы Великой Отечественной войны 50% оборудования было эвакуировано в г.Куйбышев, более 500 человек ушло добровольцами на фронт, фабрика продолжала выпускать кондитерскую продукцию даже в больших объемах, чем затем в мирное время в 50-ые годы. Продукция шла на фронт. В это время по заказу правительства был создан новый шоколад «Гвардейский». С 1942г. его стали получать летчики, а для моряков подлодок фабрика выпускала шоколад «Кола». На фабрике был создан цех № 6, для выпуска продукции для фронта: пламегасители для самолетов, цветные дымовые шашки для флота, концентраты каш в брикетах. Фабрика была награждена Знаменем Комитета Государственной Обороны, как победитель в социалистическом соревновании.

После войны начинается реконструкция фабрики. Впервые вводятся поточные линии. В 1947-49 гг. автоматизируется карамельный цех, в 1951 - 53гг. – шоколадный, конфетный цеха.

С 1959г. фабрика называться Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь». В 1961г. впервые в СССР на фабрике были созданы комплексно-механизированные поточные линии производства литого ириса. К 1965г. на фабрике работало 40 комлексно-механизированных поточных линий по производству кондитерских изделий. Поточные линии, разработанные фабрикой «Красный Октябрь», были установлены почти на всех кондитерских производствах Советского Союза. На этих линиях были разработаны и выпущены новые сорта конфет, карамели, шоколада.

8 июля 1966г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Красный Октябрь» был награжден самой высокой правительственной наградой – Орденом Ленина.

«Красный Октябрь» постоянно осваивал и выпускал новые сорта продукции: «Красный мак»®, конфеты «Столичные»®, «Трюфели»®, «Южный орех»®, «Золотой ярлык»® и другие. В 1965г. на фабрике стали выпускать новый молочный шоколад «Аленка»®, который впоследствии стал самым известным брэндом фабрики. В 1977 г. кондитерская фабрика «Красный Октябрь» была преобразована в экспериментальную. 1996 г. – «Красный Октябрь» было переименовано в ОАО «Красный Октябрь». 2002 г. – в рамках возрастающего влияния транснациональных корпораций на российском рынке, для создания отечественными производителями достойной конкуренции иностранным производителям кондитерских изделий, ОАО «Красный Октябрь» вошел в состав холдинга «Объединенные кондитеры».

Новая производственная площадка фабрики «Красный Октябрь» открылась на территории Концерна «Бабаевский в 2007 году. Перенос осуществлялся поэтапно, без остановки производственного процесса. В новом здании «Красного Октября» установлено оборудование для производства шоколадных масс, глазури, шоколада, шоколадных батончиков и конфет с разнообразными начинками.

В настоящее время на фабрике выпускается более 240 наименований кондитерских изделий под брендами «Аленка»®, «Мишка косолапый»®, «Красная шапочка»® и другие.

Название «Красный Октябрь» вместо ассоциаций с выстрелом Авроры и штурмом Зимнего Дворца гораздо чаще настраивают нас на вполне мирные «сладкие» мысли о знакомых с детства радостях: «Мишка косолапый», «Красная шапочка», шоколад «Аленка»…

Действительно, на конфетах и шоколаде фабрики «Красный Октябрь» выросло уже не одно поколение наших сограждан, но лишь немногим из них было известно, что эта фабрика существовала и до революции, называясь «Товарищество Эйнемъ».
К основанию московской фабрики купца Эйнема, которая выпустила свою первую продукцию еще в середине XIX века, большевики, конечно, никакого отношения не имели. Но, как говорится, «время было такое» и эпидемия переименований коснулась практически всех национализированных тогда производств. В этом случае, однако, было сделано небольшое исключение и еще несколько лет в скобках после нового названия писали «Бывш. Эйнемъ» - настолько высоко оценивался современниками этот «бренд».

Отцы-основатели


«Эйнемъ», или «Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений Эйнемъ» было официально учреждено в 1867 году. А началось все с того, что Фердинанд фон Эйнем, приехавший в коммерчески перспективную Москву из Германии, в 1851 году организовал на Арбате небольшой цех или, как тогда говорили, мастерскую по производству шоколада и конфет.
В годы Крымской войны, начавшейся в 1853 году, Эйнем поставлял свою продукцию на фронт, и прибыльные военные заказы позволили ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. Вскоре к Фердинанду Эйнему присоединился немецкий коммерсант Юлиус Гейс. Заказав в Европе новейшую паровую машину, компаньоны открывают кондитерский магазин на Театральной площади и строят первое трехэтажное здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки, увеличивая штат до сотни человек.

Еще до того, как о товариществе «Эйнемъ» появилась первая официальная запись в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» 1867 года, компания уже имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках в Одессе и Москве. Постоянно расширяющая свой ассортимент фирма производила конфеты, шоколад, карамель, пастилу, напитки какао, печенье, бисквиты и пряники. Качество продукции было отменным и объемы заказов год от года увеличивались.
У Фердинанда Эйнема не было наследников, и после его смерти в 1878 году фабрикой стал руководить Юлиус Гейс, принявший решение оставить название компании без изменений. Спустя год открывается отделение «Эйнемъ» в Симферополе, где запускаются в производство мармелад и глазированные шоколадом фрукты.
Условия для работников на фабриках были очень неплохими, что чувствовалось уже при приеме на работу – «новеньких» вели на «гастрономическую» экскурсию по всему предприятию, разрешая есть все, что захочется. На московской фабрике была собственная школа кондитеров, кружки, хор мальчиков. Рабочих обеспечивали одеждой и обувью, предоставляя им жилье и субсидированное питание. После 25 лет работы человек получал памятный серебряный нагрудный знак, а вместе с ним разные льготы и пожизненную пенсию.

Юлиус Гейс, помимо основного производства и кадровых вопросов уделяет особое внимание, как сказали бы теперь, брендингу своей продукции. Ярким и запоминающимся названиям «Золотой ярлык», «Фаворит», «Столичный», «Ампир» и так далее – сопутствовала стильная упаковка, отделанная шелком, бархатом и кожей. Для оформления упаковок приглашали лучших художников того времени, таких, как Врубель и Бенуа, что, несомненно, привлекало все новых покупателей.
К увеличивающейся популярности вновь добавляются награды – в 1896 году продукция товарищества «Эйнемъ» получила золотую медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже фабрика получает Гран-при за ассортимент и качество продукции. Ассортимент действительно впечатлял. Даже если говорить лишь о шоколаде, то выпускалось сразу несколько сортов только ванильного шоколада, кроме того, имелся шоколад «Царский», «Княжеский», «Боярский», «Столичный», «Американский», «Всемирный», «Спорт», «Фаворит» и другие. А «любимыми сортами публики», как следовало из рекламы «Эйнемъ» того периода, считались «Золотой ярлык», «Серебряный ярлык» и «Шоколад с молоком».
Рекламе продукции придавалось огромное значение: в небесах реяли дирижабли с призывами покупать шоколад Эйнема, на театральной программке спектакля «Ромео и Джульетта» неожиданно обнаруживалась реклама леденцов от кашля, в коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки и серии открыток с географическими картами, животными, репродукциями картин известных русских художников.
Композитор Карл Фельдман по заказу «Товарищества Эйнемъ» написал специальные мелодии с «говорящими» названиями: «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Кекс-галоп», «Танец какао». Ноты этих произведений вкладывались в коробки с продукцией, которая пользовалась большим успехом у покупателей.
Некоторые названия, например, конфеты «Ну-ка отними!», пережили революцию и сохранились до наших дней. Правда вместо девочки, играющей со щенком, в прежнее время этикетку украшало изображение угрюмого вида малыша с бейсбольной (на самом деле для игры в лапту) битой.
Интересно, что в период НЭПа, когда фабрика уже называлась «Красный Октябрь» на рекламу здесь вновь обратили самое пристальное внимание, а «пиаром» ее продукции лично занялся «певец революции» Владимир Маяковский. Благодаря его стараниям, девиз «Я ем печенье фабрики «Красный Октябрь», бывший Эйнем. Не покупаю нигде, кроме как в Моссельпроме!» - знала вся Москва. Сам поэт относился к своему занятию очень серьезно, о чем говорят такие его слова: «Реклама - это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы».

Несладкие времена


В 1913 году товарищество удостоилось почетного звания – поставщик двора Его Императорского величества. Тогда же к 300-летию дома Романовых была выпущена празднично оформленная юбилейная серия конфет. В 1914 году началась Первая мировая война и закончилось строительство нового комплекса фабричных зданий на Берсеневской набережной, начатое в 1889 году.
Во время войны почти вся семья Гейсов покинула Россию, но один из сыновей Юлиуса Гейса - Вольдемар принял российское подданство и продолжил руководить производством, в то же время организуя лазарет для раненых солдат, отправляя на фронт продовольствие и жертвуя деньги на армейские нужды.
Последовавшие за этим «смутные» времена привели страну к революции, и фабрика была национализирована. Но производство не останавливалось, и к 1925 году его объем восстановился и продолжил расти. Появились конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», «Мишка косолапый», «Южная ночь», ирис «Кис-кис».
С началом Великой Отечественно войны часть оборудования «Красного Октября» была эвакуирована в Куйбышев. Все производство пришлось перестраивать, но выпуск самых известных продуктов – конфет «Мишка косолапый» и трюфелей прекращен не был. Для фронта выпускались концентраты: пшенные, гречневые и овсяные каши, а также новые сорта шоколада – «Кола» и «Гвардейский». «Кола» входил в рацион летчиков и подводников и обладал тонизирующим действием из-за входящего в его состав африканского ореха кола.

Воспоминания о будущем


После войны «Красный октябрь» вернулся к выпуску мирной продукции, а в 1950 году карамельшики-новаторы В.Д.Семенов и В.И.Санаев были удостоены Сталинской премии. В 1966 году на фабрике начат выпуск молочного шоколада «Аленка».
Постепенно новое название становится знаменитым брендом, подтверждая преемственность традиций качества «Товарищества Эйнемъ». Многночисленные достижения и награды российских и международных выставок и ярмарок, среди которых Гран-при Международной выставки в Брюсселе (1958 год) и Гран-при (Золотые медали) международных выставок «WORLD FOOD» (2000–2003 годы) говорят о качестве продукции, которым могли бы гордиться компаньоны Фердинанд и Юлиус.
В 1991 году «Красный Октябрь» становится акционерным обществом, а с 2002 года входит в холдинг «Объединенные кондитеры».
А в 2007 году основные производственные мощности «Красного Октября» были переведены с Берсеневской набережной в новое здание на ул. Малой Красносельской, где в марте этого года «Объединенные кондитеры» открыли первый в России Музей Истории Шоколада и Какао (МИШКа), созданный на базе музеев кондитерских фабрик «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и «Кондитерский концерн «Бабаевский».
Не забыт и основатель предприятия – именем Фердинанда фон Эйнема названы современные наборы конфет «Эйнемъ», на коробках которых использованы рисунки художников середины XIX века. Сюжет – Москва будущего. Эти наивные изображения в чем-то сродни возвышенным монологам героев Чехова о том, какой будет жизнь через 200–300 лет. Наше настоящее, нафантазированное людьми позапрошлого века, вызывает и улыбку, и грусть – не только оттого, что не имеет ничего общего с действительностью, но и потому, что вновь уводит нас к воспоминаниям о той России, о которой мы сегодня, увы, все еще так мало знаем.

С момента основания кондитерской фабрики Эйнем прошло уже более 150 лет. В 1850 году молодой и амбициозный Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Россию, чтобы разбогатеть. Фердинанд был сыном простого немецкого священника Карла Эйнема. Он вырос в спартанских условиях, исключающих любую «греховную» роскошь. Однажды отец Фердинанда обнаружил в кармане своего 10-летнего сына кусочек шоколадной конфеты. Свидетельство грехопадения было выложено на стол для всеобщего порицания – как мог будущий священник потратить подаренный ему талер на низменное наслаждение?! Кто бы мог подумать, что через 15 лет шоколад станет для Фердинанда делом всей его жизни…

Сначала Эйнем поступил подмастерьем в шоколадную лавку мастера Ореоле – в ту самую лавку, где была куплена памятная «греховная» конфета. К 20 годам талантливый юноша освоил все хитрости приготовления шоколада и даже превзошел своего учителя. Мастер Ореоле посоветовал юноше ехать в Россию и открыть свой бизнес там. В те времена многие европейцы уезжали в Россию – страну лютых морозов и несметных богатств. К тому же, в России совершенно не умели готовить шоколад…

После прибытия в Россию Эйнем занялся производством пиленого сахара, но торговля не пошла, и уже через год пришлось закрыть дело. Тогда неунывающий предприниматель организовал небольшую мастерскую по производству печенья и конфет.

Эйнем полюбил Россию всей душой. Он даже называть себя стал на русский манер – Федор Карлович. В Крымскую войну он сумел получить государственный заказ на обеспечение фронта сладостями – поставки сиропа и варенья для раненых бойцов. Эйнем выполнил госконтракт «с беспримерной честностью», как писала газета «Ведомости». Дела фирмы пошли в гору. В 1857 году умный и прозорливый Эйнем познакомился с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, который внес все свое состояние (20 тысяч рублей) в развитие бизнеса и стал компаньоном Эйнема. Партнеры выписали из Европы паровую машину и начали строить крупную фабрику на Софийской набережной – ту самую, которая называется теперь «Красным Октябрем».

Фабрика Эйнема первой в России наладила массовый выпуск шоколадных конфет и какао. Ее продукция регулярно получала российские и международные награды, ассортимент расширялся, производство росло. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже продукция фабрики была признана лучшей и получила высшую награду. К 300-летию дома Романовых в 1913 году фабрика была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Одним словом, фабрика Эйнема стала передовым кондитерским производством в Российской империи, несмотря на то, что у них были серьезные конкуренты – старейшая в России кондитерская фирма «Абрикосов и сыновья» (нынешний концерн «Бабаевский»), кондитерская Адольфа Сиу (фабрика «Большевик»).

Что послужило причиной такого успеха? Почему популярность фабрики была настолько велика, что даже после национализации в 1918 году к новому названию «Красный Октябрь» в течение двадцати лет добавляли в скобках «Бывш. Эйнемъ»? Даже большевикам не сразу удалось изжить ее настоящее имя.

Вот несколько маркетинговых приемов фабрики Эйнема, опробованных в те времена, когда о маркетинге никто не слышал:

Роскошные упаковки.
Для оформления конфет приглашались лучшие художники того времени: Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа. Конфетные коробки отделывали шелком, бархатом или кожей.

Идея связать новый вкус конфет с картиной модного художника Ивана Ивановича Шишкина принадлежала Юлиусу Гейсу. Вот так выглядели первые «Мишки косолапые».

Познавательные вкладыши и обертки для конфет.
Прекрасная идея – ребенок кушает конфеты и узнает что-то новое. В коробки с конфетами и какао вкладывали коллекционные открытки с географическими картами, животными, историческими сценками, репродукциями картин известных русских художников. Для взрослых покупателей были нарисованы красивейшие игральные карты. Чтобы стать обладателем целой колоды, надо было съесть много конфет.
Поглядите, какая красота! Такие шоколадки можно покупать ради одной обертки!

Шоколадку получивши
И кусочек откусивши,
Вдруг увидел Вася Степку –
Забияку и растрепку…
Ты что? Хочешь половыны?
Не угодно ли дубины?
И пошел махать дубьем…
Степка вышел с фонарем.
Получив большой конфуз,
Бросив палку и картуз,
Он бежал что было сил
И про шоколад забыл.
Победитель, храбрый Вася,
Силой мускулов хваляся,
Говорил, что этим всем –
Он обязан лишь Эйнем.

Кстати, конфеты с названием «Ну-ка, отними» выпускаются и по сей день. Только вместо насупленного карапуза на обертке печатают миловидную девочку, играющую со щенком.

Эксклюзивное предложение.
Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии»: «Кекс-галоп», «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танец какао». Эти мелодии быстро стали популярны. Ноты к ним можно было получить только с покупкой шоколадных конфет. Хочешь наигрывать модный вальс – покупай конфеты у Эйнема! Для маленьких покупателей разработали схемы для вышивания крестиком, которые вкладывались в коробки с конфетами и какао.

Фирменные автоматы по выдаче шоколада.

Опустив в такой автомат 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, ребенок получал небольшую шоколадную плитку в обертке. Эти автоматы быстро стали модным новшеством и настоящей «заманухой» для маленьких покупателей.

Фирменные аксессуары.
В коробки конфет бесплатно вкладывали фирменные салфетки или щипчики с логотипом фабрики. В кондитерских продавались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменным логотипом «Эйнемъ».

Современному читателю эти приемы могут показаться лишенными оригинальности, но тогда это был настоящий прорыв. Эйнему старались подражать, причем не только прямые конкуренты, но и не связанные с кондитерским делом предприниматели. Удивительно, что их «учителем» был сын простого священника, который на момент приезда в Россию не имел ни хорошего образования, ни серьезных накоплений. Благодаря своему удивительному чутью, умению находить правильных людей и искренней любви к своему делу, Федор Карлович Эйнем стал одним из самых богатых людей в России, заслужил уважение и почет.

Незадолго до смерти Эйнем продал свою долю компаньону Гейсу и вернулся в Пруссию. Детей у него не было. В 1876 году газеты сообщили о кончине Эйнема. На момент смерти прославленному шоколатье было всего 50 лет. Свое тело Федор Карлович завещал похоронить в Москве – на своей новой Родине, где он прожил большую часть жизни и обрел счастье и богатство.

Кондитерский бизнес под руководством Гейса разросся еще больше, но переименовывать фабрику не стали – слова «Эйнемъ» и «качество» прочно ассоциировались у горожан. После смерти Юлиуса Гейса руководить фабрикой стал его сын Вольдемар. До революции 1917 года Гейс не дожил. Наверное, к счастью…

В 1851 году на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет, в которой работали всего четыре мастера. Принадлежала она немцу Теодору Фердинанду фон Эйнему,приехавшему в Россию "делать бизнес". В годы Крымской войны Эйнем поставляет свою продукцию на фронт - полученная прибыль позволяет ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. В 1869 году к Эйнему присоединяется предприниматель Юлиус Хейс (J.Heuss). Вдвоем они открывают кондитерский магазин на Театральной площади, выписывают из-за рубежа новейшую паровую машину и строят первое здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки.

С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Первая официальная запись о фирме «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфектъ и чайныхъ печеній» появляется в 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи». К этому времени фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864 год) и серебряную (1865) медали. «Эйнемъ» производила карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Хейс, однако ставшее популярным среди москвичей название компании он менять не стал.

В 1889 году в связи с расширением производства Хейс приобрёл несколько участков на Берсеневской набережной. Одним из первых зданий, построенных на новом участке, стал производственный корпус работы архитектора А. В. Флодина. В дальнейшем по проекту архитектора А. М. Калмыкова было возведено ещё несколько произодственных корпусов и доходных домов, составивших основу ансамбля фабрики. Формирование ансамбля фабрики было завершено в 1914 году присоединением доходного дома Суконной фабрики, переоборудованного под гаражи. Всего для фабрики «Красный Октябрь» на берсеневском участке, ставшем основным, было построено 23 здания.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. После октябрьского переворота 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», кое название сохранила до сих пор.

Во времена своего расцвета «Эйнемъ» был одной из самых известных марок кондитерских изделий во всей стране. Но многим своим современникам он запомнился тем, что выпускал в дополнения к своим конфетам и печенью множество разнообразных открыток. Сегодня большинству известна серия "Москва в XXIII веке" из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, которые демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»).


Центральный вокзал.Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.



Москворецкий мост. Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…



Лубянская площадь. Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов



Река Москва. Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.



Петровский парк. Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.



Красная площадь. Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200



Петербургское шоссе. Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям



Театральная площадь. Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток

Однако, кроме этих футуристических открыток было много и других серий, издававшиеся в огромном количестве и служащие не только для отправки "открытых писем", но и для расширения кругозора, а также являющиеся отличным предметом для коллекционирования

серия "Игра квартет"

серия "Охота в России"

серия "К 300летию царствования дома Романовых"

серия "1812 год"

серия "Типы народов земного шара"

а вот, например, географические карточки с изображением карты России. Обратите внимание, что она именуется "Конституционная Империя". Существовали карточки и с другими странами, но мне они не попадались.

ну и другие самые разные серии открыток:

Все это теперь - памятник безвозвратно потерянной эпохи, которая доносится до нас в таких вот открытках. Их издавали "потехи ради" для себя, а получилось, что они куда важнее для нас как память о той стране, которую мы никогда не знали...